Совершенствование избирательной системы

Комментарии и предложения по совершенствованию избирательной системы можно направлять на электронную почту dscholpon@adm.gov.kg

Указ Президента Кыргызской Республики "О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики" >>>.

Предлагаемая система для  голосования >>>.

Предлагаемая система по сбору биометрических данных >>>.

Предлагаемая система  по идентификации и регистрации граждан >>>.

Регистрация населения: Оптимизация системы выборов >>>.

Единая система учета избирателей Кыргызской Республики >>>.

Система регистрации избирателей >>>.

Система биометрической идентификации граждан КР >>>.

Предложение по оптимизации выборной системы государства >>>.

Реализация проекта Регистрации и Идентификации граждан в Кыргызстане >>>.

Предложение по новой системе голосования >>>.


Рабочая группа по совершенствованию избирательной системы предлагает ряд законодательных мер по противодействию подкупу голосов и защите биометрических персональных данных 

Cостоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы, образованной Указом Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева от 11 декабря 2015 года № 276.

В ходе заседания рассматривались поступившие предложения представителей гражданского общества, депутатов Жогорку Кенеша, Аппарата Президента и Центризбиркома по вопросам гендерных квот, противодействию подкупу голосов избирателей, дальнейшему улучшению технического обеспечения выборов и др.

Членами Рабочей группы обсуждены подходы к законодательному обеспечению гендерных квот в окончательных списках депутатов, которые будут предложены на рассмотрение парламента.

Выработана единая позиция по противодействию подкупу голосов избирателей и предложен ряд законопроектов. В частности, поправки в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, законы о выборах, предусматривающие перевод дел по подкупу в разряд дел частно-публичного обвинения, конкретизацию субъектного состава, увеличение санкций за подкуп и меры, направленные на повышение ответственности правоохранительных органов по борьбе с подкупом голосов избирателей. При этом дифференцирована ответственность уголовная и ответственность по избирательному законодательству.

Одним из основных вопросов стала презентация Третьей подгруппы по совершенствованию технологического обеспечения выборного процесса, возглавляемой ГРС. Экспертная группа представила презентацию о комплексе предлагаемых законодательных мер, направленных на обеспечение безопасности использования персональных данных, перехода к эффективной системе электронного управления, законопроекты об электронной цифровой подписи, о стандартах электронных информационных ресурсов.

По итогам обсуждения Рабочей группой были приняты решения, которые будут реализованы в соответствующих законопроектах. Предложения Рабочей группы будут представлены в Национальный совет по устойчивому развитию Кыргызской Республики.



Прошло очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы

21 ноября 2014 года под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы.

На заседании Данияр Нарымбаев ознакомил с решением Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики, касающимся совершенствования избирательной системы, обеспечения честных и прозрачных выборов 2015 года и последующих выборов.

Открывая заседание, Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики отметил, что решение, принятое 27 октября 2014 года Национальным советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики, предусматривает принятие ряда законодательных и организационных мер. В связи с чем было принято решение вынести на обсуждение Рабочей группы два вопроса: 1) проект конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (о составлении списков избирателей на базе биометрических данных); 2) проект конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (об увеличении республиканского порога для прохождения в парламент до 10 %), разработанный депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Феликсом Куловым и Чыныбаем Турсунбековым.

В ходе выступления Данияр Нарымбаев акцентировал внимание присутствующих на том, что в ходе обсуждения вопросов реформы выборного процесса на заседании Нацсовета по устойчивому развитию Кыргызской Республики было принято решение - функция по составлению списков избирателей и идентификации избирателей будет возложена на Государственную регистрационную службу при Правительстве Кыргызской Республики (ГРС), а не на Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. “Центризбирком должен сосредотачиваться на том, чтобы организовать выборы, процесс выдачи бюллетеней, само голосование и подсчет голосов избирателей”, - подчеркнул Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики.

Докладчиком по первому вопросу выступил председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Туйгунаалы Адраимов.

По его словам, работая над проектом конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», представители Центризбиркома не ставили перед собой задачу внести кардинальные изменения в действующий конституционный закон о выборах.

Так, в частности, Центризбиркомом Кыргызской Республики было предложено внести следующие изменения и дополнения: в списки избирателей включать граждан Кыргызской Республики, прошедших биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством; увеличить избирательный фонд политических партий и кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики, участвущих в выборах.

Кроме того, учитывая, что ответственность за составление списков избирателей возложена на ГРС, Туйгунаалы Адраимов предложил сотрудникам ГРС передавать списки избирателей, составленные по каждому избирательному участку, в электронном виде в ЦИК за 50 календарных дней до дня голосования. Центризбирком в свою очередь с момента получения списка избирателей распечатывает их и передает в соответствующие избирательные комиссии, которые не позднее 45 дней до дня голосования должны будут вывесить списки для ознакомления и возможности уточнения сведений гражданами страны.

Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики также рассказал, что в целях соблюдения строгой отчетности списки избирателей будут распечатываться централизованно и на специализированной бумаге.

Кроме того, Туйгунаалы Адраимов предложил отменить маркировку граждан. По его словам, при создании единой биометрической базы данных маркировка на выборах не понадобится.

Завершая свое выступление, Туйгунаалы Абдраимов попросил депутатов-членов рабочей группы по совершенствованию избирательной системы поддержать предложения Центризбиркома, внесенные в проект конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Комментируя представленные главой ЦИК КР поправки в действующий конституционный закон о выборах, заместитель председателя ГРС Дастан Догоев предложил порядок уточнения списков избирателей начать за 70 дней до дня голосования. По его словам, это нужно для того, чтобы уточнить списки избирателей, а также для удобства доставки всей техники на избирательные участки.

Депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Надира Нарматова, обращаясь к Дастану Догоеву, попросила уделить особое внимание и принять своевременные меры для того, чтобы внутренние мигранты максимально были учтены при составлении списков избирателей и их идентификации, предоставив возможность принять участие в голосовании.

В рамках обсуждений участниками заседания также был поднят вопрос о безопасности процессов передачи и хранения биометрических данных. В связи с чем Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики пояснил, что все данные в объединенном виде будут храниться на сервере Государственной регистрационной службы в резервной копии с соблюдением всех требований технического и законодательного характера по безопасности.

Участниками заседания был рассмотрен вопрос целесообразности упразднения института досрочного голосования.

Подводя итоги обсуждений по первому вопросу повестки дня, Данияр Нарымбаев отметил, что предложенный проект конституционного закона включает в себя новации, наработки зарубежных стран, а также собственный опыт, накопившийся за эти годы.

Кроме того, Государственной регистрационной службе было рекомендовано активизировать взаимодействие с ЦИК КР, а также использовать опыт Центризбиркома при разработке норм по работе с жалобами граждан в новых условиях избирательного процесса.

Приступая к рассмотрению второго вопроса повестки дня заседания Рабочей группы, Данияр Нарымбаев отметил, что на заседании Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики было отмечено, что депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Феликс Кулов и Чыныбай Турсунбеков внесли проект закона, предусматривающий замену ныне установленного избирательного порога для доступа к распределению мандатов в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики с 7% до 10% от числа избирателей, принявших участие в голосовании (выборах). При этом региональный порог (не менее 0,7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по каждой области, городам Бишкек и Ош) остается неизменным.

“В данном законопроекте указано, что независимо от того, какой процентный порог наберет та или иная партия, как минимум первые четыре партии точно будут допущены в парламент, даже если не набрали эти 10%”, - отметил Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики, разъясняя отдельные нормы данного законопроекта вместо депутатов-инициаторов.

Данияр Нарымбаев добавил, что 10 % от участвовавших в голосовании - это 5,92 % от общего числа принявших участие в голосовании. То есть, если в 2010 году нужно было набрать 5 %, чтобы пройти в парламент от общего числа избирателей, то в 2015 году при 10 % от участвовавших эта цифра составит 5,92 % от общего числа избирателей. “Таким образом, планка порога повышается меньше чем на 1 %, поэтому не надо пугаться этих 10 %. Все путают 5 % и 10 %, считая их одной арифметической, но на самом деле 5 % - это от общего числа избирателей, а 10% - от принявших участие в голосовании. Разница составляет меньше 1 %, поэтому партии это не должно пугать”, - пояснил Данияр Нарымбаев.

Данное нововведение получило широкое обсуждение среди членов рабочей группы по совершенствованию избирательной системы. В частности, свою отрицательную позицию по данному вопросу высказала глава общественного объединения «Коалиция за демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова, отметив, что укрепнение партий ни к чему хорошему не приведет. “Мы видели как создавались крупные партии «Адилет», «Ак Жол» и так далее. Искусственное укрупнение партий не приведет к стабильности парламента, и тем более Правительства”, - сказала она.

В защиту представленного законопроекта выступил депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Абдыманап Кутушев. Парламентарий привел подсчеты, сделанные на базе данных ЦИК по результатам выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 2010 года. Так, если бы ныне действующий порог в 7 % применялся в 2010 году, то в парламенте было бы 6 партий. А при пороге в 10 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании, в парламенте присутствовали бы 4 партии.

В пользу повышения порога до 10 % были также приведены факты из практики политической жизни страны, когда присутствие в парламенте большого количества политических партий затрудняют принятие решений, делает неустойчивыми создаваемые коалиции, что в конечном итоге приводит к частой смене Правительства, и политической, экономической и социальной нестабильности в стране.

Подводя итоги заседания, Данияр Нарымбаев отметил, что окончательное решение по рассматриваемым вопросам будет принимать Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.


Состоялся общественный диалог «Новации в избирательных процедурах: вызовы и риски»

15 октября 2014 года под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики состоялся общественный диалог рабочей группы по совершенствованию избирательной системы c политическими партиями, организациями гражданского общества и другими заинтересованными структурами на тему «Новации в избирательных процедурах: вызовы и риски».

“Мы проводим общественный диалог, чтобы уточнить позиции по ряду законопроектов. Планируется обсуждение наиболее актуальных вопросов, которые рассматриваются в Жогорку Кенеше”, - отметил в начале встречи Данияр Нарымбаев. Он также выразил благодарность за участие депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, представителям Правительства Кыргызской Республики, неправительственных и международных организаций.

В ходе общественного диалога были обсуждены законопроекты, направленные на изменение избирательной системы Кыргызской Республики, в том числе по вопросам обеспечения региональной представленности в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики при едином избирательном округе.

Кроме того, были рассмотрены технические аспекты обеспечения парламентских выборов 2015 года, использования и защиты базы персональных данных, а также вопросы разрешения избирательных споров в условиях технологизации избирательного процесса.

С докладами выступили президент общественного объединения «Коалиция за демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова, депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, член рабочей группы Абдыжапар Бекматов, заведующий отделом правового обеспечения Аппарата Президента Кыргызской Республики Анарбек Исмаилов, заместитель председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Гульнар Джурабаева, заместитель председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики Дастан Догоев, представитель IFES Александр Орехов и другие.

Представители общественных организаций высказали критические мнения в отношении предлагаемой рядом депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики нормы по представлению политическими партиями  региональных списков кандидатов в депутаты, составляемых отдельно по каждой области и городам Бишкек и Ош. “Голоса всех избирателей равны и должны учитываться в равной мере. Партии могут составлять списки, из какой угодно области, айыла и района. Никто не может вмешиваться в этот процесс, но менять из-за этого конституционный закон нет даже малейшей необходимости”, - сказала Динара Ошурахунова.

Заместитель председателя Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики Дастан Догоев рассказал о ходе проводимых работ по созданию Единого государственного регистра населения (ЕГРН), а также предлагаемых мерах по его использованию и защите.  Он отметил, что ЕГРН будет состоять из базы данных ЗАГС, биометрических данных граждан, базы выданных паспортов и адресов. По его информации будет создаваться подсистема защиты персональных данных, включающая комплекс мероприятий технического, организационного и организационно-техническогохарактера, направленных на защиту сведений, относящихся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).

Дастан Догоев также остановился на отдельных вопросах, возникших при реализации данной работы и отметил об отсутствии межведомственного обмена сведениями и данными. Большая проблема также заключается в неопределенности уполномоченного государственного органа, который должен был быть создан в соответствии с требованиями Закона «Об информации персонального характера» для выполнения  функций по регистрации и учету держателей (обладателей) массива персональных данных, ведению Реестра держателей массива персональных данных.

Подводя итоги встречи, Данияр Нарымбаев подчеркнул особую важность достижения целей, поставленных Президентом Кыргызской Республики Алмазбеком Атамбаевым, и направленных на обеспечение прозрачных и честных выборов с сохранением всех имеющихся избирательных квот по гендеру, возрасту, национальным меньшинствам и др.

Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики также отметил необходимость пересмотра отдельных норм рассматриваемых проектов законов. Данияр Нарымбаев также отметил необходимость усиления взаимодействия государственных органов, в частности Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики и других в работе по созданию, актуализации и использованию Единого государственного регистра населения, содержащего, в том числе, биометрические данные граждан.

Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики констатировал, что участникам встречи удалось наладить диалог, который придаст новый импульс проводимой работе по подготовке выборных процессов в Кыргызстане.


Состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы

16 сентября 2014 года в здании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы.

На заседание Рабочей группы были рассмотрены следующие вопросы:

  • заслушана информация Государственной регистрационной службы при Правительстве КР о ходе сбора биометрических данных;
  • заслушана информация Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР о ходе реализации Модели избирательного процесса с использованием инновационных технологий, утвержденной Национальным советом по устойчивому развитию КР;
  • прошло обсуждение проекта закона (о региональных списках кандидатов), инициированного 35 депутатами и принятого Жогорку Кенешем в первом чтении;
  • прошло обсуждение проектов законов, разработанных Рабочих группой и внесенных на рассмотрение Жогорку Кенеша.

В своем выступлении председатель Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики Алина Шаикова рассказала членам Рабочей группы о ходе проводимой национальной кампании посбору биометрических данныхнаселения и о принятых организационных и технических мерах для защиты биометрических данных от неправомерного доступа.

В частности, отвечая на вопросы членов Рабочей группы, Алина Шаикова отметила, что в соответствии с пунктом 5.2. Плана форсированных действий по созданию Единого государственного регистра населения, утвержденного Решением Республиканского штаба по внедрению ЕГРН и проведению сборов биометрических данных населения Кыргызской Республики, в сентябре 2014 года осуществляется сбор биометрических данных руководства страны, сотрудников Жогорку Кенеша, Правительства и иных центральных органов государственной власти. Согласно пункту 5.3. вышеуказанного Плана массовый сбор биометрических данных граждан по всем регионам страны должен начаться с октября текущего года.

Кроме того председатель ГРС проинформировала членов Рабочей группы о том, что по итогам двух тендеров на закупку программного обеспечения с оборудованием по сбору биометрических данных, определения поставщика и заключения соответствующих договоров, из числа средств, выделенных из государственного бюджета для указанных целей удалось сэкономить порядка 50 млн. сомов.

Учитывая значимость использования биометрических данных граждан для проведения честных и прозрачных выборов в парламент страны, участники заседания отметили, что все запланированные мероприятия по биометрической регистрации граждан должны быть завершены к установленному сроку -  к 1 июля 2015 года.

Заместитель председателя ЦИК КР Гульнара Джурабаева ознакомила Рабочую группу с ходом реализации Модели избирательного процесса с использованием инновационных технологий, утвержденной Национальным советом по устойчивому развитию КР.

В ходе своего выступления заместитель председателя ЦИК обратила внимание присутствующих на то, что из бюджета, к сожалению так и не были выделены денежные средства, необходимые для приобретения соответствующего инновационного оборудования в рамках реализации вышеуказанной Модели избирательного процесса (ноутбуков, ридеров, электронных урн, осуществляющих автоматический подсчет голосов и др.).

В ходе обсуждения депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Надирой Нарматовой и главой «Коалиции за демократию и гражданское общество» Динарой Ошурахуновой был поднят вопрос о необходимости упразднения института специальных представителей ЦИК в регионах, так как после внедрения ЕГРН потребность в них отпадет.

По итогам заслушивания информации ЦИК, на Рабочей группе было отмечено неудовлетворительное исполнение поставленной задачи и было рекомендовано активизировать работу в данном направлении.

Заведующий отделом правового обеспечения Аппарата Президента КР Анарбек Исмаилов представил краткую информацию о ходе рассмотрения в парламенте страны проектов законов, разработанных Рабочей группой. В частности, было отмечено, что проект закона «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» был принят Жогорку Кенешем в первом чтении до начала парламентских каникул, проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» находится на стадии принятия в первом чтении парламента страны.

Одним из ключевых вопросов в повестке дня очередного заседания Рабочей группы, был вопрос, касающийся проекта закона «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон КР «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР», предусматривающий деление единого избирательного округа на 9 многомандатных округов (по одному на каждую область, а также на г. Бишкек и Ош) и соответственно 9 региональных списков кандидатов вместо единого списка кандидатов.

Было отмечено что, данный проект закона вызвал много критики со стороны гражданского общества и депутатов. В связи с чем было принято решение вынести его на обсуждение Рабочей группы.

Глава «Коалиции за демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова выразила несогласие с вышеуказанным проектом закона. По ее мнению данная инициатива противоречит целям укрепления государственности и объединения народа.

Динара Ошурахунова выразила мнение о несостоятельности и надуманности утверждения о том, что разделение единого округа на несколько округов позволит преодолеть проблему «оторванности» избирателей от парламентариев. Было выражено мнение, что парламент это все-таки общенациональный, а не региональный институт. Для решения вышеуказанной проблемы, по ее мнению, существуют местные кенеши, которые в соответствие с действующим законодательством также формируются на пропорциональной основе. Другими словами политические партии в том числе и те, которые входят в парламент и так представлены в них. В связи с этим Динара Ошурахунова  считает, что нет острой необходимости вносить отмеченные изменения в конституционный закон.

Также она отметила, что действующая редакция вышеуказанного конституционного закона и так позволяет лидерам фракций составлять свои списки так, чтобы в них были представлены кандидаты из всех областей страны.

Кроме того в ходе заседания Рабочей группы против вышеуказанного проекта закона выступили депутаты Жогорку Кенеша КР Надира Нарматова и Айнуру Алтыбаева. В частности они выразили мнение, что разделение единого округа на несколько округов может привести к тому, что в парламенте преимущественно окажутся так называемые «местечковые лидеры», которые будут концентрироваться только на проблемах избирателей своих регионов, что может привести к узаконению регионализма и ослаблению государства. Также депутатами были высказаны опасения по поводу того, что данный проект закона существенно снижает возможность обеспечения гендерной квоты.

Свою отрицательную позицию по данному вопросу также высказала и депутат Эристина Кочкарова. По ее мнению в случае принятия парламентом вышеуказанного проекта закона может сложиться такая ситуация, когда в Жогорку Кенеше будущего созыва многочисленные «местечковые» лидеры и просто богатые люди могут образовать большое количество различных депутатских групп, которые не будут уже иметь ничего общего с теми политическими партиями, по спискам которых они проходили в парламент. Также депутат выразила мнение, что отдельные положения проекта закона могут войти в противоречие с Конституцией Кыргызской Республики.

Руководитель Аппарата Президента КР в свою очередь также выразил свое мнение относительно обсуждаемого проекта закона. По его мнению, если мы сейчас развернемся в сторону региональных списков, то мы получим ситуацию, при которой выборы станут фактически мажоритарными, где будут не партии между собой состязаться, а местные лидеры, которым партия нужна только для того, чтобы пройти в парламент. Также Данияр Нарымбаев отметил, что в данном проекте закона отсутствует региональный порог для прохождения в Жогорку Кенеш 0,7 %, который предусмотрен действующей редакцией конституционного закона. Это может создать ситуацию, когда в парламент может пройти политическая партия, сформированная из представителей только одного региона или области, что опять же приведет усилению регионализма в стране.

В итоге большинство членов Рабочей группы выступило против вышеуказанного проекта закона. При этом одна из членов Рабочей группы – Гульнара Джурабаева заявила о своем особом мнении по данному вопросу.

В заключении Данияр Нарымбаев пригласил всех членов Рабочей группы принять участие в общественном диалоге на тему «Новации в избирательных процедурах: вызовы и риски», организованном совместно с Центром ОБСЕ в Бишкеке и ориентировочно запланированным на 3 октября 2014 года. В повестку дня общественного диалога включены все те же вопросы, которые стали предметом обсуждения сегодняшнего заседания Рабочей группы. Однако в ходе общественного диалога они будут обсуждены уже в значительно более широком формате.


Прошло очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы

16 мая 2014 года под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы.

На заседании Данияром Нарымбаевым было представлено решение Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики, касающееся совершенствования избирательной системы и обеспечения честных и прозрачных парламентских выборов 2015 года и последующих выборов, а также обсуждены вопросы организации дальнейшей работы рабочей группы по совершенствованию избирательной системы.

Открывая заседание, Данияр Нарымбаев отметил, что решение, принятое Национальным советом по итогам двух заседаний, предусматривает необходимость принятия ряда законодательных и организационных мер. “Национальный совет просит депутатов-членов рабочей группы по совершенствованию избирательной системы внести на рассмотрение парламента проекты законов «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», разработанных рабочей группой”, - отметил он, подчеркнув, что при рассмотрении этих законопроектов в Жогорку Кенеше членам рабочей группы следует оказывать содействие в экспертном сопровождении на всех этапах прохождения данных законопроектов в парламенте.

Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики также отметил целесообразность сотрудничества членов рабочей группы с  республиканским штабом по внедрению Единого государственного регистра населения и проведению сбора биометрических данных, образованным Правительством Кыргызской Республики для реализации решения Национального совета в части внедрения инновационных технологий в избирательный процесс.

Кроме того, Данияр Нарымбаев попросил депутатов-членов рабочей группы по совершенствованию избирательной системы оказать содействие в принятии мер для введения моратория на переименование населенных пунктов, улиц и площадей. “Для формирования максимально точного списка избирателей необходимо создать адресный реестр с уточненными названиями улиц и населенных пунктов”, - заметил Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики.

В ходе заседания вызвал широкое обсуждение вопрос, касающийся размера избирательного порога для прохождения политических партий в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. В ходе дискуссии участники заседания пришли к единому мнению, что высокая планка порогов будет стимулировать процессы укрупнения политических партий, создаст препятствия для раздробленности и фрагментарности политического пространства, что в свою очередь будет служить развитию и укреплению партийной системы.

Подводя итоги встречи, Данияр Нарымбаев отметил, что окончательное решение по рассматриваемым вопросам будет принимать Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.


Состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы

4 апреля 2014 года под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы.

В ходе заседания Рабочей группы были презентованы и обсуждены основные концепции законопроектов, выработанные по результатам деятельности рабочей группы и проведенного общественного диалога, которые будут представлены Национальному совету.

Так, рабочей группой по совершенствованию избирательной системы были разработаны концепции следующих законопроектов: «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики», «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики».

В частности, проектом Закона КР «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики» предусматриваются все аспекты сбора, учета и использования биометрических данных в системе государственной регистрации и идентификации граждан КР, в том числе в избирательном процессе с учетом обеспечения соответствующих мер защиты и безопасности.

Отмечая важность данного законопроекта, депутаты Жогорку Кенеша – члены рабочей группы предложили ускорить процесс внесения на рассмотрение парламента проекта Закона КР «О биометрической регистрации граждан Кырыгзской Республики».

При обсуждении проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» было отмечено, что предлагаемый законопроект закладывает возможности для последующего внедрения в избирательное законодательство новейших автоматизированных технологий. 

Широкое обсуждение среди участников заседания вызвал законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституционный Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», разработанный группой парламентариев Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, и касающийся системы формирования избирательных округов.

Комментируя данный законопроект, Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики отметил, что единый избирательный округ необходимо оставить, но при этом в едином списке политической партии предлагается располагать кандидатов по регионам. Такая система позволит гражданам лучше ориентироваться в списке кандидатов, облегчит их выбор, что,  в конечном итоге, обеспечит адресное обращение граждан к  избранным депутатам.

Кроме того, при такой системе составления списков кандидатов сохраняется обязанность политических партий по обеспечению представительства квот по гендеру, национальным меньшинствам и молодежи.

Предложенный подход был поддержан некоторыми участниками заседания. По их мнению, данный законопроект направлен также на представленность в парламенте всех регионов. 

Наряду с поддержкой данного проекта закона были высказаны и противоположные мнения. По их словам, распределение мандатов по регионам – это откат к мажоритарной системе, которая ориентирует граждан не на программу, предлагаемую политической партией, а на персоналии, что в целом не способствует развитию партийного строительства в стране. 

Подводя итоги встречи Данияр Нарымбаев отметил, что результаты рассмотрения рабочей группой всех вопросов по совершенствованию избирательной системы, в том числе по предлагаемой системе формирования списков кандидатов по регионам,  будут озвучены  на очередном заседании Национального совета и напомнил, что в конечном итоге, решение будет приниматься в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики.

В заключении Данияр Нарымбаев сказал, что дата предстоящего заседания Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики будет определена в ближайшее время.


Состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы 

17 декабря 2013 года, под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательной системы.

В ходе заседания были подведены итоги выставки-ярмарки избирательных технологий и общественного диалога, состоявшегося 2-3 декабря 2013 года, а также рассмотрены комментарии ЦИК по выполнению рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ по Итоговому отчету Миссии по наблюдению за выборами.

Говоря о прошедшей выставке-ярмарке избирательных технологий, где были представлены презентации о биометрических технологиях идентификации граждан, а также о применении машиночитаемых паспортов при проведении выборов на территории Кыргызстана, Данияр Нарымбаев отметил, что данная ярмарка позволила всем членам рабочей группы ознакомиться с возможностями технических новинок в избирательном процессе. 

Подводя итоги прошедшего в начале декабря общественного диалога по совершенствованию избирательной системы, Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики отметил, что выводы рабочей группы по совершенствованию избирательной системы совпали с мнением участников общественного диалога.

Участники встречи также обсудили планы дальнейшей работы, в том числе по подготовке пошаговых рекомендаций для каждого этапа проведения избирательного процесса: от момента идентификации избирателей и до подведения итогов голосований.


18 июля 2013 года состоится презентация оборудования и информационных систем, обеспечивающих процессы идентификации и регистрации избирателей, голосования и подсчета голосов на выборах

Рабочая группа по совершенствованию избирательной системы, созданная Указом Президента Кыргызской Республики от 22 мая 2013 года, проведет очередное заседание, в ходе которого будет проведена презентация оборудования и информационных систем, обеспечивающих процессы идентификации и регистрации избирателей, голосования и подсчета голосов на выборах.

Место проведения - «Западный зал» Белого дома (1-й этаж), начало презентации в 09:30 часов утра.

Рабочая группа по совершенствованию избирательной системы


Алмазбек Атамбаев подписал распоряжение о совершенствовании избирательной системы Кыргызстана

Сегодня, 11 марта 2013 года, Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал распоряжение, в котором поручено:

“Аппарату Президента Кыргызской Республики с привлечением государственых органов, представителей органов местного самоуправления и гражданского общества подготовить анализ проблем избирательного процесса, недостатков избирательного законодательства Кыргызской Республики и предварительные рекомендации по их совершенствованию.

Внести в повестку дня очередного заседания Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики в апреле 2013 года вопросы дальнейшего совершенствования избирательной системы Кыргызской Республики и образования рабочей группы по подготовке предложений о внесении необходимых изменений и дополнений в нормативные акты Кыргызской Республики”.

Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики. Распоряжение вступает в силу со дня официального опубликования.

Отдел информационной политики Аппарата Президента Кыргызской Республики отмечает, что совершенствование избирательной системы будет проводиться в соответствии со Стратегией развития Кыргызстана. Необходимо провести детальный анализ существующих проблем в законодательстве и самой избирательной процедуре. Предполагается, что Национальный совет рассмотрит данный анализ и примет концептуальное направление совершенствания избирательного законодательства, а также образует рабочую группу, которая займется разработкой конкретных изменений и дополнений в Кодекс о выборах, другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики. Данная работа рассчитана на долгосрочный период и направлена на проведение честных и справедливых выборов в Кыргызстане.


Изменения избирательной системы в Кыргызстане должны быть концептуальными

Сегодня, 15 марта 2013 года, прошла первая встреча экспертов по обмену мнениями о состоянии избирательной системы Кыргызской Республики под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева.

Напомним, 11 марта 2013 года Президент Кыргызской Республики подписал распоряжение о совершенствовании избирательной системы в стране. В нем Руководителю Аппарата Президента Д. Нарымбаеву поручено провести совместно с экспертами анализ проблем избирательного процесса, недостатков избирательного законодательства. В такой работе, по мнению Главы государства, должны принять участие представители государственных органов, местного самоуправления и гражданского общества.

Экспертам предстоит внести на следующее очередное заседание Национального совета по устойчивому развитию (он пройдет во второй половине апреля 2013 года) свои предложения по совершенствованию избирательной системы и кандидатуры для формирования рабочей группы, которая будет заниматься непосредственно процессом совершенствования избирательного законодательства и процесса в Кыргызстане.

Поприветствовав собравшихся, Руководитель Аппарата Президента Д.Нарымбаев, поблагодарил всех, кто счел возможным принять участие в этой важной работе. Он отметил, что экспертной группе, в первую очередь, надлежит сделать тщательный и всесторонний анализ проблем избирательного процесса и законодательства, чтобы представить его Нацсовету по устойчивому развитию. По данным экспертов затем рабочая группа начнет их теоретическую и практическую реализацию.

А то, что в избирательной системе Кыргызстана проблемы существуют, показали не только выборы в парламент, но и местные выборы. Так, критике подвергался тот факт, что только 37% населения с правом голоса в Кыргызстане принимали участие в выборах нынешнего состава Жогоку Кенеша, потому некоторые подвергают сомнению даже вопрос его легитимности.

Порядка 20-ти партий, принимавших участие в последних выборах сегодня не представлены в парламенте, что тоже вызвало некоторое разочарование. Д.Нарымбаев поблагодарил представителей гражданского сектора, работающих в секторе избирательной системы, за предоставленные заранее аналитические материалы по разным проблемам избирательного процесса и законодательства. Скорее всего, отметил Д. Нарымбаев, они и лягут в основу будущих предложений для Нацсовета.

«Вы знаете, - отметил Руководитель Аппарата Президента, - что любой закон проходит проверку жизнью, которая и определяет его изъяны и недостатки». Он также заметил, что и правительство предпринимает ряд мер для улучшения учета избирателей. Гражданский сектор Кыргызстана накопил определенный опыт, в частности, в разрешении конфликтных, спорных ситуаций во время выборов, и у них есть свои предложения на этот счет

Хотя до первых ближайших выборов в парламент еще 2,5 года, фактически будущая рабочая группа по совершенствованию избирательной системы должны представить на суд Нацсовета по устойчивому развитию свои предложения и нововведения в законы, если таковые будут, в оформленном варианте уже через год. Поскольку последующая процедура проведения через действующий Жогорку Кенеш этих предложений также займет значительное время. Наверняка, это будет процессом длительным и не простым (что, в общем-то, оправдано), - заключил Руководитель Аппарата Президента.

Советник Президента Кыргызской Республики Фарид Ниязов отметил, что эта процедура совершенствования избирательной системы в Кыргызстане проходит в рамках Стратегии устойчивого развития Кыргызстана. И главная задача добиться такой выборной системы в стране, которая будет вызывать доверие кыргызстанцев. Он отметил, что выборная система в Кыргызстане, конечно, совершенствует, становится все боле открытой и прозрачной. «Даже те споры, недостатки, которые выявлялись в процессе последних выборов, говорят о том, что мы понемногу двигаемся в этом направлении. Однозначно, что от качества выборов напрямую зависит и качество жизни в стране», - отметил Ф. Ниязов.

Руководитель общественного объединения «Коалиция за гражданское общество и демократию» Динара Ошурахунова заметила, что они действительно постоянно ведут мониторинг проблем, существующих в выборном процессе и законодательстве Кыргызстана и дали свои предложения Аппарату Президента. «Возможно, мы что-то упустили, но надеемся, что для рабочей группы будет собрана вся необходимая информация, - отметила Динара Мажановна. – В любом случае ревизия избирательного процесса необходима. И это касается не только Кодекса о выборах, но, например, и Закона «О политических партиях», Закона «О средствах массовой информации» и т.д., - сказала она, - К примеру, как показали недавние выборы в местные кенеши «Закон о благоустройстве города Бишкек» входит в противоречие с правом кандидатов открыто вести агитацию во время выборов. И таких законодательных коллизий достаточно».

Эксперт отметила, что практически ни одна из жалоб, которая была подана гражданским обществом во время последних выборов не нашла своего логического завершения. «Это угрожает тем, что порождает у граждан правовой нигилизм. Раз нет ответственности за нарушения избирательного законодательства, стало быть, можно и дальше его нарушать, пропадает интерес к выборам и доверие к ним».

Исполнительный директор ассоциации «Таза шайлоо» Айнура Усупбекова задалась самым важным, по ее мнению, вопросом: будет ли работа экспертов, а соответственно, и рабочей группы концептуальной? Она считает, что было бы необходимым привлечь к процессу совершенствования избирательной системы все заинтересованные стороны. В том числе, например, партии, которые не представлены в парламенте. «Правила игры, то есть выборы в стране - должны быть понятными, прозрачными и стабильными», - считает А. Усупбекова. По ее мнению существуют два аспекта, над которыми предстоит поработать: это технические проблемы и они вполне решаемы и политические, над которыми предстоит очень хорошо подумать.

К таким техническим проблемам эксперт, в частности, отнесла вечную проблему выборов – точные списки избирателей. Для ее решения необходимо тщательно отработать и создать работающую и универсальную систему регистрации граждан. Она же предложила подумать над проблемой создания Адресного реестра. На деле часто приходится сталкиваться с проблемами определения улиц, номеров домов и т.д., фактическое изменение адресов не редко лишает людей избирательного права. «Хотя общегражданские паспорта кыргызстанцев, - убеждена А. Усупбекова, - дают возможность проголосовать гражданину без всяких проблем и необходимости маркировки пальцев».

Большие проблемы возникают при оценке избирательных комиссий. «Необходимо подключить к реформе избирательной системы в стране и судейский корпус, - считает эксперт. – Поскольку часто судьи не знают, как решать те или иные споры, возникающие во время выборного процесса».

Руководитель Аппарата Президента Д. Нарымбаев однозначно считает, что и эксперты, и рабочая группа должна работать концептуально, что «мы должны, в конце концов, построить такую избирательную систему в стране, которая будет удовлетворять граждан, а не разочаровывать их».

Другая участница совещания - директор Агентства социальных технологий Зульфия Кочорбаева считает, что необходимо уделить особое внимание соблюдению гендерного баланса во время выборного процесса в стране. Поскольку сегодня участие в представительной власти женщин даже не достигает предельного низкого порога в 30%. По ее наблюдениям, число женщин во власти, начиная с 2004 года, неуклонно снижается. З.Кочорбаева считает, что необходимо принимать законодательно специальные меры, особенно во время выборов в местные органы власти, где женщин почти нет. Также в выборах по партийным спискам, она считает, что на место выбывшей из списков женщины должна сменить другая женщина.

Д. Нарымбаев считает, что необходимо особенно активно сосредоточить свои усилия на предстоящих парламентских выборах. К примеру, он считает, что можно было бы проанализировать и, возможно, применить что-то из мирового опыт для стимулирования партий к укрупнению. Известно, что в Кыргызстане на момент последних выборов было зарегистрировано свыше 100 партий, в выборах приняли участие 28. В этой связи, наверное, было бы необходимо переработать многие положения Закона «О политических партиях». Эксперты согласились, что у населения часто вызывают разочарование и избирательную апатию само качество политических партий. И пока, к сожалению, кыргызстанцы не научились голосовать не столько за лидеров, сколько за политические программы партий.

Интересным было предложение директора государственного предприятия «Инфосистема», которые готовы представить на следующее экспертное заседание проект того, как решать проблемы точных списков избирателей. Этот вопрос не менее важен, чем все законодательные совершенства, считает эксперт А. Усупбекова, поскольку последние выборы ярко продемонстрировали, мы теряем из-за нее избирателя. «Когда человек не находит себя в списках избирателей, он просто уходит».

Участники совещания наметили, что в следующий раз состоится уже более предметный разговор по анализу проблем избирательного процесса в стране.


Совершенствование избирательной системы – второе заседание экспертов

Сегодня, 25 марта 2013 года, прошло второе заседание экспертов, рассматривающих вопросы совершенствования избирательной системы Кыргызстана. Работа экспертной группы идет согласно распоряжению, подписанному Президентом Кыргызской Республики Алмазбеком Атамбаевым, 11 марта 2013 года.

Открывая заседание Руководитель Аппарата Президента Данияр Нарымбаев отметил, что выдвинутая Главой государства инициатива нашла самый живой отклик в обществе. Вопрос совершенствования избирательной системы интересует не только гражданское общество, партии, задействованные государственные структуры, но и рядовых избирателей. В частности, уже поступили в адрес экспертной группы предложения от наших сограждан, проживающих в других странах, которые хотели бы улучшить систему голосования за пределами страны.

Откликнулись и политические партии. Так, например партия «Республика» направила в состав экспертной группы двух своих представителей.

На второй встрече эксперты коснулись одной из самых острых тем: как создать в стране точные, актуальные списки избирателей, что было вечной головной болью любых выборов в стране. А также попытались определить проблемы в таких непростых процессах, как сам механизм проведения выборов и автоматизированная система подсчета бюллетеней на избирательных участках.

Как и было обещано, на этой встрече были презентованы предложения от госпредприятий «Инфоком» и «Инфосистема». Было отмечено, что на сегодня скорость обновления данных в Кыргызстане составляет в среднем один год, а это значит, что на момент использования данные о населении, имуществе, транспорте и т.п. сведения сильно устаревают.

Единая централизованная база данных граждан, в том числе и избирателей в Кыргызстане помогла бы решить многие проблемы. И не только в выборной системе, но и в таких проблемах, как социальная поддержка, налогообложение, здравоохранение. А во время выборов можно было бы тогда забыть о таких явлениях, как неточные списки избирателей, «мертвые души», применение «карусели», вбросы бюллетеней и прочее. Представитель «Инфорсистемы» считает, что необходимо отладить в стране государственную регистрацию граждан, которая должна стать одной из составляющих в реестре государственной регистрации организаций, транспорта и имущества.

Такая регистрация должна содержать полные и самые актуальные сведения о гражданине с момента его рождения и до самой смерти. В презентации было отмечено, что подавляющее большинство населения имеет свои персональные номера (ПИНы) по учету в Социальной фонде. Однако, по их мнению, такую регистрацию, которую гражданину заводят при получении паспорта (присвоение ИНН Соцфондом здесь процедура обязательная), было бы целесообразно хранить и пополнять и органам ЗАГСа. В ведении которых находятся вопросы регистрации рождения, бракосочетания, смерти.

Также было бы разумным присваивать уникальный персональный номер каждому вновь родившемуся гражданину Кыргызстана, а не только достигшему совершеннолетия при получении им ID-карты.

В этом случае Центральная избирательная комиссия полностью освобождается от необходимости составлять списки избирателей, уточнять их, а для этого, отмечали специалисты, у ЦИКа нет ни ресурсов, ни возможностей. Центризбирком во время выборов будет пользоваться уже существующей централизованной базой, созданной в ГРС, обновляемой в ЗАГСах.

Среди экспертов возникла оживленная дискуссия по процедурам самого голосования. В частности, предлагалось приобрести специальные терминалы или оснастить избирательные участки компьютерной системой. Пока еще нет однозначного мнения по поводу того, как автоматизировать и убрать человеческий фактор в столь спорном процессе, как подсчет бюллетеней на выборах. В любом случае, идея создания единой государственной базы государственной регистрации граждан сняла бы многие вопросы.

Подводя итоги встречи, Д. Нарымбаев отметил, что он видит следующие этапы работы экспертной группы. Выработать предложения по совершенствованию законодательной системы. Использовать современные технологии при регистрации избирателей в стране и в процессе выборов. Члены экспертной группы договорились обмениваться всей поступающей к ним по разным каналам информацией. По итогам деятельности будущей рабочей группы провести широкие общественные дискуссии.

Что касается состава будущей рабочей группы (ее состав будет утверждаться в конце апреля 2013 года Национальным советом) было предложено включить в нее: по два представителя парламентских партий, а также привлечь представителей крупных партий, не вошедших в парламент, представителей правительства, Аппарата Президента, ЦИКа, Минюста, судейского корпуса, НПО и ряда международных организаций.

С учетом предстоящей работы будущей рабочей группе осталось немногим более 1 года и двух месяцев, чтобы провести столь масштабную работу по совершенствованию избирательной системы в Кыргызстане. Не менее чем за год все необходимые поправки в законодательную систему страны, другие нормативные документы, направленные на совершенствование избирательной системы в Кыргызстане, уже должны быть приняты и известны будущим участникам предстоящих в 2015 году парламентских выборов.


Руководитель Аппарата Президента провел очередное заседание по совершенствованию избирательной системы Кыргызстана

Сегодня, 16 апреля 2013 года, прошло очередное заседание экспертов, рассматривающих вопросы совершенствования избирательной системы Кыргызстана.

Экспертная группа под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияра Нарымбаева была сформирована по распоряжению, подписанному Президентом Кыргызской Республики Алмазбеком Атамбаевым, 11 марта текущего года.

На сегодняшнем заседании участники встречи обсудили одну из острых тем избирательного процесса - распределение мандатов.

Данияр Нарымбаев отметил, что необходимо четко определить на основе каких принципов, и посредством каких методов голоса избирателей должны быть преобразованы в соответствующие выборные мандаты, чтобы не возникало никаких спорных вопросов.

«Система распределения голосов должна стать четкой. Мы не должны создавать причины для чувства несправедливости. Наша задача способствовать созданию такой избирательной системы, которая будет удовлетворять граждан, а не разочаровывать их»,- сказал Руководитель Аппарата Президента.

На встрече Международным фондом избирательных систем (IFES), осуществляющим программу технической поддержки выборным процессам в Кыргызской Республике был презентован анализ международного опыта систем распределения мандатов.

Как отмечали участники, на первый взгляд может показаться, что система распределения мандатов не может и не должна оказывать существенного воздействия на итоги выборов, однако практика проведения выборов в нашей стране показывает, что это мнение далеко от фактической реальности. В процессе обмена мнениями эксперты пришли к выводу о том, что для Кыргызстана необходимо выработать свою систему распределения мандатов с учетом международного опыта.

На встрече также был затронут вопрос о партийных списках. На сегодняшний день в Кыргызстане избиратель голосует за партию, а список кандидатов в представительный орган в свою очередь составляется на основе внутрипартийного рейтинга и, к сожалению, не всегда соответствует предпочтениями избирателя.

В этой связи эксперты высказали предложение о возможности применения в Кыргызстане преференциального голосования, чтобы предусматривать наделение граждан оказывать предпочтение (преференцию) не только партиям, но и конкретным кандидатам. Однако этот вопрос необходимо тщательно изучить, заключили эксперты.

Участники экспертного совещания приняли решение по предполагаемому составу будущей Рабочей группы, который планируется утвердить 29 апреля 2013 года Национальным советом. Было предложено и поддержано экспертами включить в нее: по два представителя парламентских партий, а также привлечь представителей крупных партий, не вошедших в парламент, представителей правительства, Аппарата Президента, ЦИКа, Минюста, судейского корпуса, НПО и ряда международных организаций.

Подводя итоги встречи, Д. Нарымбаев отметил, что все предложения по совершенствованию законодательной системы экспертов и Рабочей группы должны быть выработаны, внесены и приняты за один год до начала следующих выборов в Парламент страны.

«Нам необходимо акцентировать внимание на совершенствовании законодательства о выборах депутатов в Жогорку Кенеш. За один год до проведения самих выборов не должно вноситься никаких изменений в законодательство. Это необходимо четко обозначить. Правила должны быть одинаковы для всех и известны будущим участникам парламентских выборов в 2015 году», - заключил Данияр Нарымбаев.


Прошло очередное заседание экспертной группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызстана

Сегодня, 26 апреля 2013 года, прошло очередное заседание экспертной группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызстана, сформированной по распоряжению Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева, в марте текущего года.

В работе совещания принимали участие депутаты Жогорку Кенеша КР, а также представители пяти политических партий, не прошедших в парламент, одновременно получивших наибольшее количество голосов избирателей.

На встрече была презентована Единая система учета избирателей Кыргызской Республики, разработанная в рамках проекта ПРООН по поддержке выборов в республике.

Организационно-технологическая система предназначена для государственной регистрации избирателей в Кыргызской Республике.

По информации экспертов, компьютерная программа позволяет обрабатывать заявления о смене избирательного адреса и способствует поддержке избирательного списка в актуальном состоянии.

В ходе обсуждения эксперты отметили необходимость рассмотреть все возможные механизмы для совершенствования учета избирателей, и выбрать наиболее приемлемые для Кыргызстана. Систему, которая позволила бы исключить дублирование данных избирателей в разных списках.

Было подчеркнуто, что для улучшения работы со списками избирателей необходимо активно вовлекать органы МСУ, тесно работать с территориальными управлениями Государственной регистрационной службы при Правительстве КР, Национального статистического комитета КР, а также Министерства труда, миграции и молодежи КР.

Также был затронут вопрос о необходимости упрощения процедуры голосования для граждан, находящихся за рубежом.

Все рекомендации участников экспертного совещания будут переданы Рабочей группе, которая представит обобщенные предложения на рассмотрение Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики.


Сегодня, 14 мая 2013 года, в государственной резиденции «Ала-Арча» под председательством Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева прошло третье заседание Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики.

На заседании Национального совета по устойчивому развитию также был рассмотрен следующий вопрос:

1. Честные выборы - залог устойчивого развития страны. 

Открывая заседание Президент Алмазбек Атамбаев заострил внимание членов Национального совета на важность вопроса проведения честных  выборов.

“Честные выборы – залог устойчивого развития страны. Ведь всем известно, что причиной двух революций в стране послужили именно нечестные выборы. Поэтому необходимо максимально честно и прозрачно провести выборы в парламент. Для этой цели нельзя экономить ни средств, ни времени”, - подчеркнул  Алмазбек Атамбаев.

По первому вопросу основным докладчиком выступил Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Данияр Нарымбаев. Содокладчиками – Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Туйгуналы Абдраимов и  исполнительный директор ассоциации “Таза шайлоо” Айнура Усупбекова.

В ходе заседания был рассмотрен вопрос о совершенствовании процедур проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 2015 года. Обсуждены вопросы выработки механизмов проведения чистых и честных выборов путем технического усовершенствования процедур. Значительное внимание было уделено вопросам качественной подготовки к выборам через совершенствование процесса регистрации избирателей. Отмечено также, что внесение изменений в выборное законодательство должно быть завершено за год до выборов депутатов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики 2015 года.

В ходе обсуждения вопроса высказали свои мнения и предложения  Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Асилбек Жээнбеков, Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев, Председатель Верховного суда Кыргызской Республики Феруза Жамашева, лидеры депутатских фракций Жогорку Кенеша Феликс Кулов, Омурбек Текебаев, Мыктыбек Абдылдаев, Чыныбай Турсунбеков, Алтынбек Сулайманов, представители неправительственных организаций.

По итогам обсуждения вопроса было принято решение о создании рабочей группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики.          


С 3 по 15 ноября 2013 года делегация от Кыргызской Республики в составе депутатов Жогорку Кенеша и членов рабочей группы по совершенствованию избирательной системы посетила Японию по Программе «Парламентаризм и избирательная система Японии», любезно организованной Японским Агентством Международного сотрудничества (JIKA) совместно с посольством Кыргызской Республики в Японии.

Следует отметить, что визит делегации от Кыргызской Республики был организован на высочайшем уровне. Программа была насыщенной, содержательной как в плане обучения и обмена опытом, так и в плане познания Японской культуры и традиций. В ходе визита делегацией были заслушаны лекции профессоров Японии с мировым именем, обладающих глубокими познаниями  в сфере парламентаризма и избирательной системы Японии, а также других государств мира. Это – профессор Ширатори Рей, Президент Института политических исследований Японии, которого считают одним из самых серьезных ученых в области анализа политических партий, выборов и сознания японских избирателей; доктор политологии Хироши Ширатори, ректор НИИ Политологии и Университета Хосей;  а также профессоры Шимизу Дайсуке, Ито Фумиясу, Такано Томоко.

Также была организована поездка в город Киото с целью изучения деятельности парламента префектуры Киото, в ходе которой была проведена встреча с заместителем председателя парламента данной префектуры.  Кроме того, делегацией были проведены встречи с депутатами парламента Японии – представителями группы дружбы парламентариев Японии и Кыргызстана, Вице-президентом  JIKA господином Ичикава, а также с представителями Министерства иностранных дел Японии. В ходе встреч японской стороной всегда отмечалось о близости двух народов и высказывалась готовность постоянно содействовать развитию демократии в Кыргызстане.

Ниже приводим основные моменты весьма интересного для Кыргызской Республики опыта и особенностей избирательной системы Японии.

  1. Парламент Японии.

Конгресс состоит из двух палат – верхней и нижней. Выборы в них проводятся частично по мажоритарной и частично по пропорциональной системе.

1)    Верхняя палата советников (Сангиин) избирается по единому национальному округу по партийным спискам на 6 лет (половина переизбирается каждые три года). Количество советников – 242.

2)    Нижняя палата представителей (Шунгиин) избирается по смешанной системе (295 депутатов по одномандатным округам и 180 депутатов по пропорциональной системе в 11 избирательных округах). Большинство в парламенте формирует коалиционное правительство (в настоящее время имеется правящая коалиция из трех партий во главе с Либерально-демократической партией Японии).  

  1. 2.    Списки избирателей и система голосования.

2.1. Регистрацию миграции ведут местные органы (муниципалитеты). На гражданина наложена обязанность регистрироваться в муниципалитете, если он проживает на территории или приехал в этот муниципалитет на 3 и более месяца. На основании этих списков муниципалитетов территориальные и местные избиркомы составляют список избирателей. Благодаря тому, что домовые книги также как и списки избирателей внесены в компьютерные базы данных, то обеспечивается возможность очень быстрого составления списка избирателей. Списки избирателей ежегодно уточняются каждые 3 месяца (март, июнь, сентябрь, декабрь) затем перед выборами производится генеральная «чистка» списков.

2.2. Голосование производится по месту жительства избирателя, и в случае изменения места жительства избиратель обязан в течение 40 дней зарегистрироваться в новом месте, и в ходе регистрации он автоматически вносится в базу данных по соответствующему избирательному округу. За нарушение данного порядка избирателя штрафуют. Избирателю направляется извещение о выборах, в котором указывается его имя, возраст, адрес проживания. Извещение имеет штрих-код. С данным извещением избиратель в день выборов приходит на избирательный участок и на основании извещения ему выдается избирательный бюллетень. Если вдруг у него отсутствует извещение, то избиратель предоставляет удостоверение личности. В бюллетени избиратель от руки проставляет имя кандидата (независимо от того, по мажоритарной или пропорциональной системе он избирается). Затем, после окончания голосования, урны с бюллетенями со всех избирательных округов отвозятся сотрудниками полиции в один участок, где специальная машина считывает имя кандидата и производит подсчет голосов. Следует отметить, что в четырех избирательных округах было введено электронное голосование, но поскольку в одном из них в день выборов были перебои с электроэнергией, многие избиратели не смогли проголосовать, в связи с чем были поданы заявления в суд. В связи с этим, электронное голосование в Японии в данное время отменено и голосование производится только посредством бюллетеней.      

  1. 3.    Система избирательных комиссий.

Система избирательных комиссий:

1)    Национальный совет по проведению выборов из 5 человек избирается парламентом на 3 года и утверждается Премьер-министром. Формируется по пропорциональному принципу, но не более 2 кандидатов от партии, находящейся в Парламенте. В настоящее время в Нацсовете представлены ЛДПЯ (2), находящаяся с ней в коалиции партия Колейта (1), остальные 2 места занимает оппозиция (ДПРЯ – 1 и еще одна партия – 1). Всего в Парламенте – 10 партий.

2)    Региональная избирательная комиссия состоит из 4 членов, избираемых местным (префектуральным собранием). В ней могут быть представлены лица, не принадлежащие партиям. Срок полномочий – 4 года.

3)    Городские, поселковые и деревенские комиссии избираются соответствующими городскими, поселковыми и деревенскими советами на 4 года в составе 4 членов.

Особенности этих комиссий:

- нет участковых комиссий, к выборам привлекаются сами граждане – местные жители;

- центральная комиссия не имеет отношения к местным выборам, то есть за региональные (префектуральные советы и губернаторы) отвечают региональные и местные комиссии.

  1. Борьба против фальсификации выборов.

Законодательством Японии предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения во время выборов, в частности за: подкуп избирателей, подделку бюллетеней, голосование за других, насилие против агитаторов, публикация заведомо ложных о кандидатах и др.

В Японии для полиции устанавливаются  политический нейтралитет, который обеспечивается Комитетом общественной безопасности (КОБ). Национальный и региональные КОБы состоят из 5 простых граждан (!), обладающих авторитетом честного и независимого, в том числе от политических партий, человека. Членов КОБ назначает Премьер-министр с согласия обеих палат парламента. КОБ принимает решения только консенсусом. В полномочия КОБ входит назначение Директора государственной полиции (региональные КОБы назначают начальника префектуральной полиции), контроль за ее деятельностью и определение политики развития полиции в целом.

В ходе выборов полиция гарантирует проведение честных и справедливых выборов, оставаясь беспристрастными, честными, обеспечивает свободу проведения избирательной кампании, пресекает злостные нарушения. Полиция также занимается анализом нарушений, обстоятельств арестов и фальсификаций, имевших место в ходе выборов. В результате усилий полиции с 1990-х годов к 2012 году число правонарушений при выборах сведены к минимуму. Полиция строже относится к таким правонарушениям и принимает активнейшие меры по их пресечению, расследованию и доведению до суда. Со стороны граждан также наблюдается жесткое отношение к правонарушениям во время выборов. Так, если в ходе выборов в 1990 году было задержано нарушителей около 12 тысяч человек, то в выборах 2012 года их было всего 280 человек. При этом, если доля подкупа избирателей в общем количестве нарушений в выборах 1990 года составляла 90,7%, то в 2012 году данное число составляло уже около 50%.

Таким образом, следует отметить, что выборы в Японии:

- осуществляются по достаточно традиционной схеме – бумажными бюллетенями и к внедрению каких-либо инновационных решений в виде электронного голосования подходят весьма осторожно;

- имеет место применение специальных машин, считывающих бумажные бюллетени, при этом бюллетени свозятся в специальные места в регионах, где и проводится их подсчет, а комиссии участков голосования лишены права подсчета бюллетеней;

- уровень доверия к полиции очень высокий, что дает им возможность не быть обвиненными в подбросе бюллетеней при перевозке урн для голосования в региональные счетные центры;

- высокий уровень доверия к избирательным органам и результатам выборов вызван не только хорошей работой и беспристрастностью полиции, но и высокой культурой и самодисциплиной всех участников избирательного процесса.

5. Партийная система и законодательство.

Лекторы характеризовали свою партийную систему как умеренно многопартийную (по их классификации есть 5 конкурентных типов партийных систем: однопартийная доминирующая, двухпартийная, умеренная, поляризованная и распыленная).

Распыленная система доминировала в Японии с 1945 по 1955 годы. Затем в течение почти 40 лет (1955 – 1993 г.г.) с приходом Либерально-демократической партии Японии к власти существовала эпоха однопартийной доминирующей системы. С 1993 года имеет место умеренная многопартийная система (как уже указывалось выше в парламенте в настоящий момент фигурируют 10 партий, из которых 2 (ЛДПЯ и ДПЯ) являются «мастодонтами», центрами партийных коалиций).

Становлению умеренной партийной системы значительно способствовали выборное законодательство (смешанная система выборов). Как известно становлению двухпартийной системы способствует мажоритарная система выборов (закон Дюверже). Пропорциональная система способствует многопартийности. Разумное сочетание этих выборных систем (как показано выше в пункте 1) сопровожденное разумным законодательством о партиях и системой двухпалатного парламента постепенно приводит к сокращению числа партий.

В части государственного и иного финансирования партий японская система не особенно отличается от традиционных западных моделей.

 

Cостоялось первое заседание секции 1 рабочей группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики

29 декабря 2015 года в рамках Плана работы Рабочей группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, образованной Указом Президента Кыргызской Республики от 11 декабря 2015 года № 276, под руководством депутата Жогорку Кенеша Бакирова М.И. состоялось первое заседание секции 1 по совершенствованию Закона Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей».

На заседании секции члены Рабочей группы обсудили проект Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей», внесенный Правительством Кыргызской Республики. Напомним, что правительственный законопроект предусматривает внедрение в практику выборов депутатов местных кенешей новейших технологий и аналогичных механизмов, которые были применены на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики осенью текущего года.

В ходе обсуждения были рассмотрены также предложения ЦИК и согласованы дополнительные предложения членов Рабочей группы к вышеуказанному законопроекту. Согласованные Рабочей группой предложения будут направлены на рассмотрение профильного комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению.

 

Состоялось очередное заседание Рабочей группы по совершенствованию избирательной системы

20 июня 2016 года под председательством Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики Фарида Ниязова состоялось очередное заседание Рабочей группы по совершенствованию избирательной системы.

На заседании были презентованы законопроекты, разработанные в целях реализации задач по дальнейшему совершенствованию организационно-технического обеспечения выборов и направленные на защиту и систематизацию персональных электронных данных граждан.

В частности, в ходе заседания были презентованы законопроекты подгруппы № 3: «Об электронном управлении», «Об электронной подписи», «О внесении изменений в Законы Кыргызской Республики «О государственных и муниципальных услугах» и «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» в связи с принятием Закона Кыргызской Республики «Об электронном управлении», и  «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об информации персонального характера».

Содокладчиками по вышеуказанным законопроектам выступили заместитель председателя Государственной регистрационной службы  при Правительстве КР Д.Догоев и директор ОО «Гражданская инициатива Интернет политики» Т. Мамбеталиева.

По итогам члены Рабочей группы решили одобрить концепции вышеуказанных законопроектов, направленных на обеспечение честных и прозрачных выборов, и вынести их на общественное обсуждение.

 

 

версия для печати